ПОСАДКА

Посадка является наиболее ответственным и сложным этапом полета. Сложность посадки обуслошієна большим объемом инфор­мации, поступающей к экипажу, и весьма малым временем, кото­рым sh располагает для ответных действий на этот поток инфор­мации.

Посадочная дистанция 1П— .расстояние по горизонтали, прохо­димое самолетом с высоты 15 м при посадке до момента полной остановки после пробега по ВПП.

Посадка состоит из следующих элементов: предпосадочного снижения, выравнивания, выдерживания, парашютирования, при­земления, пробега (рис. 24.3).

Приземление является этапом, разделяющим траекторию по­садки иа воздушный участок и иа длину пробега. Скорость на предпосадочном снижении назначается из условий достаточного ее запаса и безопасности полета на снижении и выравнивании, а так­же обеспечения возможно меньшей длины участков посадочной дистанции.

Участок предпосадочного снижения с высоты 15 м до высоты полного выравнивания и выдерживания представляет прямолиней­ное движение по наклонной траектории с постоянной скоростью. Установленные схемы посадок предусматривают полет самолета иад входной кромкой ВПП (иа торцом ВПП) на высоте 15 м со скоростью, которая называется минимальной скоростью пересече­ния входной кромки ВПП. На этой скорости вплоть до посадочной

обеспечивается эффек­тивное поперечное управ­ление В тех случаях, ес­ли пилот по каким-то причинам превысит ско­рость пересеч НШ1 вход ной кромки ВПП безо­пасность посадки гарац. тируется.

Подпись: РЙС. 24.3 Траектория движения самолета при выполнении посадки / — предпосадочное снижение, II — выравнивание /// — выдерживание, IV — парашютирование, V — ’пробег Выравнивание обычно начинается на высоте 6~ 10 м. Двигатели дроссе­лируют до малого газа обычно в начале вырав­нивания. В зависимости от расположения двигателей относительно центра тяжести при уборке РУД на режим малого газа возможно появление пикирую­щего или кабрирующего момента, и пилот должен быть. готов к -своевременному его парированию. На самолетах с двигателями, расположенными «а крыле, при уборке РУД возможно рыскамие самолета по курсу. На участке выравнивания создание крена са­молета не допускается От величины скорости в начале выравни­вания значительно зависит длина этапа выравнивания и длина все­го воздушного участка Для уменьшения скорости до посадочной я создания самолету посадочного положения выполняют этап вы­держивания.

Выдерживание самолета с ТРД производят не строго горизон­тально, а по пологой наклонной траектории с постоянным умень­шением высоты и скорости и заканчивают иа высоте 0,5—0,25 м. При уменьшении скорости до посадочной происходит приземление самолета без парашютирования на колеса основных тележек шас­си. Непрерывное увеличение угла атаки (движением штурвала на себя) на этапе выдерживания компенсирует уменьшение скорости!! — обеспечивает равенство подъемной силы и силы тяжести (точнее, подъемная сила будет несколько меньше силы тяжести самолета), поэтому самолет будет медленно и непрерывно приближать­ся к земпе до высоты 0,5—0,25 м.

Когда угол атаки приблизится к значению на 2—3° меньше критического, а скорость уменьшится настолько, что подъемная сила станет -меньше силы тяжести самолета, и произойдет его па­рашютирование

Посадка может быть мягкой или грубой (жесткой). Очень мяг­кой посадкой считается такая, при которой вертикальная скорость встречи с землей составляет до I м/с, мягкая — 2 м/с, грубая— ■свыше 3 м/с.

При грубой посадке возможно ‘повреждение отдельных узлов

шасси

Для регистрации вертикальных перегрузок при грубых посад­ках иа самолетах имеются указатели перегрузок.

лея

где Cj, aiioc — коэффициент подъемной силы при посадке

Посадочная скорость — это скорость самолета в момент каса­ния основными его опорами поверхности ВПП. Самолет с большой полетной массой приземляется на большей скорости при том же угле атаки После приземления самолета на колеса основных те­лежек шасси, когда скорость пробега снизится до значения 0,6-=-0,7 Vnoc. производится опускание носовой опоры шасси. При посадке иа размокший мягкий или неровный грунт во избежание поломки носовой опоры и для разгрузки колес основных тележек шасси за счет подъемной силы посовую опору необходимо удерживать поднятой возможно дольше. Для этого необходимо после призем­ления удерживать штурвал в положении «на себя», ие допуская преждевременного опускания колес носовой опоры.

Пробег самолета после приземления является сложным этапом посадки. На пробеге должна быть погашена большая доля кине­тической энергии самолета, которую он имел на планировании.

Для уменьшения посадочной скорости целесообразно создать самолету такое положение, при котором он имел бы наибольшую силу сопротивления, и эффективно использовать все средства со­кращения длины пробега: тормоза колес, реверс тяги, отрицатель­ную тягу воздушных винтов и др.

Направление пробега следует выдерживать отклонением руля направления и управлением поворота колес носовой опоры шасси, а при необходимости и торможением колес. Пробег заканчивается полной остановкой самолета или переходом на руление. При по­садке самолета, на котором появились самоколебания носовой опоры шасси при взлете, рекомендуется как можно позднее ее опу­скать после приземления. Если самоколебания возникли во время пробега, то кроме носовой опоры с помощью штурвала следует по возможности меньше пользоваться тормозами. После остановки самолета необходимо проверить состояние носовой опоры шасси и установить причины возникших самоколебаний.

При пробеге на самолет действуют те же силы, что и при взлете. Отличие состоит только в том, что при пробеге тяга дви­гателей значительно меньше суммы замедляющих сил трения и лобового сопротивления.

На пробеге суммарная тормозящая сила Rn определяется как

Подпись: разность замедляющих сил и силы тяги двигателя: R„=Xa+F-P,

где Ха — сила лобового сопротивления при посадке; Е —сила треиия.

Подпись: 35?12»—1620

ПОСАДКА Подпись: появляется
Подпись: отр1%

где т — посадочная масса самолета.

Замедления движения самолета можно добиться уменьшением тяги силовых установок и увеличением лобового сопротивлений самолета и силы трения. Сила треиия зависит от коэффициент,’ трения колес о поверхность ВПП и от силы нормального давления самолета на ВПП, которая зависит от посадочной массы самолета и подъемной силы. Длину пробега /п определяют по формуле:

где /п. ср—средняя величина ускорения иа пробеге.

При выполнении посадки возможно следующие основные ошибки;

1. Выравнивание самолета иа высоте выше требуемой; это может привести к грубой посадке. Если выравнивание закончено иа высоте свыше 10 м, следует уйти иа второй круг.

2. «Добор» штурвала иа себя в момент приземления В этом случае самолет после приземления отделится от ВПП за счет уве­личения подъемной силы и реакции земли. После взмывания са­молет вторично грубо приземлится с последующим отделением от земли и повторением указанного цикла.

3 Выполнение посадки самолета с носовой опорой на три точ­ки. В этом случае под действием амортизатора передней опоры носовая часть самолета отталкивается вверх и самолет взмывает

4 Преждевременная уборка рычагов управления двигателями На посадке следует производить уборку РУД в начале ВПП при условии, что закончено выравнивание и самолету придан необхо­димый посадочный угол.