ПОСАДКА
Посадка является наиболее ответственным и сложным этапом полета. Сложность посадки обуслошієна большим объемом информации, поступающей к экипажу, и весьма малым временем, которым sh располагает для ответных действий на этот поток информации.
Посадочная дистанция 1П— .расстояние по горизонтали, проходимое самолетом с высоты 15 м при посадке до момента полной остановки после пробега по ВПП.
Посадка состоит из следующих элементов: предпосадочного снижения, выравнивания, выдерживания, парашютирования, приземления, пробега (рис. 24.3).
Приземление является этапом, разделяющим траекторию посадки иа воздушный участок и иа длину пробега. Скорость на предпосадочном снижении назначается из условий достаточного ее запаса и безопасности полета на снижении и выравнивании, а также обеспечения возможно меньшей длины участков посадочной дистанции.
Участок предпосадочного снижения с высоты 15 м до высоты полного выравнивания и выдерживания представляет прямолинейное движение по наклонной траектории с постоянной скоростью. Установленные схемы посадок предусматривают полет самолета иад входной кромкой ВПП (иа торцом ВПП) на высоте 15 м со скоростью, которая называется минимальной скоростью пересечения входной кромки ВПП. На этой скорости вплоть до посадочной
обеспечивается эффективное поперечное управление В тех случаях, если пилот по каким-то причинам превысит скорость пересеч НШ1 вход ной кромки ВПП безопасность посадки гарац. тируется.
Выравнивание обычно начинается на высоте 6~ 10 м. Двигатели дросселируют до малого газа обычно в начале выравнивания. В зависимости от расположения двигателей относительно центра тяжести при уборке РУД на режим малого газа возможно появление пикирующего или кабрирующего момента, и пилот должен быть. готов к -своевременному его парированию. На самолетах с двигателями, расположенными «а крыле, при уборке РУД возможно рыскамие самолета по курсу. На участке выравнивания создание крена самолета не допускается От величины скорости в начале выравнивания значительно зависит длина этапа выравнивания и длина всего воздушного участка Для уменьшения скорости до посадочной я создания самолету посадочного положения выполняют этап выдерживания.
Выдерживание самолета с ТРД производят не строго горизонтально, а по пологой наклонной траектории с постоянным уменьшением высоты и скорости и заканчивают иа высоте 0,5—0,25 м. При уменьшении скорости до посадочной происходит приземление самолета без парашютирования на колеса основных тележек шасси. Непрерывное увеличение угла атаки (движением штурвала на себя) на этапе выдерживания компенсирует уменьшение скорости!! — обеспечивает равенство подъемной силы и силы тяжести (точнее, подъемная сила будет несколько меньше силы тяжести самолета), поэтому самолет будет медленно и непрерывно приближаться к земпе до высоты 0,5—0,25 м.
Когда угол атаки приблизится к значению на 2—3° меньше критического, а скорость уменьшится настолько, что подъемная сила станет -меньше силы тяжести самолета, и произойдет его парашютирование
Посадка может быть мягкой или грубой (жесткой). Очень мягкой посадкой считается такая, при которой вертикальная скорость встречи с землей составляет до I м/с, мягкая — 2 м/с, грубая— ■свыше 3 м/с.
При грубой посадке возможно ‘повреждение отдельных узлов
шасси
Для регистрации вертикальных перегрузок при грубых посадках иа самолетах имеются указатели перегрузок.
где Cj, aiioc — коэффициент подъемной силы при посадке
Посадочная скорость — это скорость самолета в момент касания основными его опорами поверхности ВПП. Самолет с большой полетной массой приземляется на большей скорости при том же угле атаки После приземления самолета на колеса основных тележек шасси, когда скорость пробега снизится до значения 0,6-=-0,7 Vnoc. производится опускание носовой опоры шасси. При посадке иа размокший мягкий или неровный грунт во избежание поломки носовой опоры и для разгрузки колес основных тележек шасси за счет подъемной силы посовую опору необходимо удерживать поднятой возможно дольше. Для этого необходимо после приземления удерживать штурвал в положении «на себя», ие допуская преждевременного опускания колес носовой опоры.
Пробег самолета после приземления является сложным этапом посадки. На пробеге должна быть погашена большая доля кинетической энергии самолета, которую он имел на планировании.
Для уменьшения посадочной скорости целесообразно создать самолету такое положение, при котором он имел бы наибольшую силу сопротивления, и эффективно использовать все средства сокращения длины пробега: тормоза колес, реверс тяги, отрицательную тягу воздушных винтов и др.
Направление пробега следует выдерживать отклонением руля направления и управлением поворота колес носовой опоры шасси, а при необходимости и торможением колес. Пробег заканчивается полной остановкой самолета или переходом на руление. При посадке самолета, на котором появились самоколебания носовой опоры шасси при взлете, рекомендуется как можно позднее ее опускать после приземления. Если самоколебания возникли во время пробега, то кроме носовой опоры с помощью штурвала следует по возможности меньше пользоваться тормозами. После остановки самолета необходимо проверить состояние носовой опоры шасси и установить причины возникших самоколебаний.
При пробеге на самолет действуют те же силы, что и при взлете. Отличие состоит только в том, что при пробеге тяга двигателей значительно меньше суммы замедляющих сил трения и лобового сопротивления.
На пробеге суммарная тормозящая сила Rn определяется как
где Ха — сила лобового сопротивления при посадке; Е —сила треиия.
12»—1620
где т — посадочная масса самолета.
Замедления движения самолета можно добиться уменьшением тяги силовых установок и увеличением лобового сопротивлений самолета и силы трения. Сила треиия зависит от коэффициент,’ трения колес о поверхность ВПП и от силы нормального давления самолета на ВПП, которая зависит от посадочной массы самолета и подъемной силы. Длину пробега /п определяют по формуле:
где /п. ср—средняя величина ускорения иа пробеге.
При выполнении посадки возможно следующие основные ошибки;
1. Выравнивание самолета иа высоте выше требуемой; это может привести к грубой посадке. Если выравнивание закончено иа высоте свыше 10 м, следует уйти иа второй круг.
2. «Добор» штурвала иа себя в момент приземления В этом случае самолет после приземления отделится от ВПП за счет увеличения подъемной силы и реакции земли. После взмывания самолет вторично грубо приземлится с последующим отделением от земли и повторением указанного цикла.
3 Выполнение посадки самолета с носовой опорой на три точки. В этом случае под действием амортизатора передней опоры носовая часть самолета отталкивается вверх и самолет взмывает
4 Преждевременная уборка рычагов управления двигателями На посадке следует производить уборку РУД в начале ВПП при условии, что закончено выравнивание и самолету придан необходимый посадочный угол.